г. Николаев

тел.0999_622_655

Четверг, 21.09.2017, 06:09
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
В какой сфере законодательства Вам необходима консультация адвоката?
Всего ответов: 804
СТАТИСТИКА
Каталог сайтов Украины Яндекс.Метрика
Продам ломбардУкраинский биотопливный порталПроизводство пеллет
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Ликвидация, банкротство юридических лиц и СПД » Ликвидация и банкротство

Проблемные вопросы ликвидации СПД
   Сегодняшняя финансово-экономическая ситуация в стране вынуждает многих предпринимателей задуматься о сворачивании своего бизнеса. Такой путь действительно во многих случаях является наилучшим выходом из ситуации. Однако ликвидация юридического лица и физического лица-предпринимателя в Украине практически всегда более трудоемкий и рискованный процесс, чем создание последних.

   Данная тема в последнее время весьма актуальна и противоречива. Об этом свидетельствует еще и тот факт, что открыть в Украине собственное предприятие возможно менее, чем за четыре, максимум за десять дней. А вот на его ликвидацию закон выделяет два месяца.

    Вопросы ликвидации субъекта предпринимательской деятельности освещены в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Перечень документов, необходимых для регистрации прекращения в случае принятия субъектом предпринимательства такого решения, а также порядок регистрации содержится в ст. 47 Закона. А именно, ч. 9 данной статьи отмечает, что государственному регистратору необходимо предоставить не ранее двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном СМИ заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем по его решению, справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам), справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности.

    На практике чаще всего камнем преткновения является получение справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, ведь для этого необходимо субъекту хозяйствования пройти проверку, которая может затянуться на несколько месяцев (хотя законом определено, что данная проверка должна быть проведена в течении 5 рабочих дней). При этом государственные налоговые органы не придерживаются единства и согласованности в регулировании сложных ситуаций.

    Налоговый кодекс Украины, который вступил в силу с 1 января 2011 года (Раздел Х Заключительных Положений) не оправдал возложенных на него надежд по решению проблем и коллизий, а наоборот, вызвал новые практические проблемы и ожесточенные споры между налогоплательщиками и контролирующими органами.
Налоговая служба в своей деятельности, в том числе при проведении проверок СПД при ликвидации, активно применяют положения п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса, который регламентирует обязанность плательщиков вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. Т.е. настаивают на обязанности налогоплательщика (он же СПД) предоставить в полном объеме все первичные документы, а именно товарные накладные и т.д. и отказываются проводить внеплановую документальную проверку, предусмотренную ст. 78 Налогового кодекса Украины в случае их отсутствия.

    Для закрепления своей правовой позиции, органы налоговой инспекции также обращаются к п. 8 ст. ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины, который обязывает всех субъектов хозяйствования осуществлять первичный (оперативный) и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, составлять статистическую информацию, а также предоставлять финансовую отчетность и статистическую информацию относительно своей хозяйственной деятельности, а также другие данные, определенные законом.

    Все казалось бы правомерно и нормативно обосновано, однако такая позиция налоговых органов шаблонно применяется ко всем субъектам хозяйствования, в том числе и к предпринимателям, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и отчетности.

     Ранее, до вступления в силу Закона Украины от 04.11.2011 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» (вступил в силу с 01.01.2012), одним из основных нормативно-правовых актов, которые регулировали порядок и механизм уплаты единого налога являлся Указ Президента Украины от 03 июля 1998 года № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Особенностью указанного акта было упрощение учета доходов и расходов для субъектов малого предпринимательства. Согласно Указу, субъект предпринимательской деятельности, который применяет упрощенную систему налогообложения, не освобождался от ведения учета своих доходов и затрат. Соответственно для определения результатов своей предпринимательской деятельности, плательщик единого налога на основании хронологического отображения совершения хозяйственных и финансовых операций ведет книгу учета доходов и затрат согласно Приложению № 10 Инструкции о доходе на прибыль с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.1994 года №12.

    Вышеуказанный Закон от 04.11.2011 года, а соответственно и Налоговый кодекс Украины в ст. 296 определенным образом упорядочил вопросы отчетности «единщиков», разделив их на группы, при этом все же не уточняя обязанность сохранять первичные документы.

      Что же касается бухгалтерского учета, то их предприниматели-плательщики единого налога не ведут. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.07.1999 года, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты совершения хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время совершения хозяйственной операции, а если это невозможно – сразу после ее окончания.

     Обратившись к теории, следует обозначить термин «бухгалтерский учет», а именно согласно ст. 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.06.1999 года, это « …процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений». А п.1 ст. 2 указанного Закона подчеркивает, что «этот закон распространяется на всех юридических лиц, созданных согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовой формы та формы собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности». Физические лица-предприниматели не подпадают под действие данного нормативно-правового акта.

    Таким образом, «первичка» является обязательной для составления именно бухгалтерского учета. К слову, согласно ч. 8 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины, вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность обязаны субъекты хозяйствования, кроме граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые проводят хозяйственную деятельность и зарегистрированы согласно закону как предприниматели.

    В качестве контраргумента налоговым органам можно также указать следующее. Согласно Разделу ХІХ Заключительных положений Налогового кодекса Украины, этот нормативно-правовой акт вступил в силу с 1 января 2011 года, то есть обязанность для плательщиков налога, определенная в ст. 44 (которую, кстати, широко применяют в своих разъяснениях органы налоговой службы) также вступила в силу с 1 января 2011 года.

    При этом, к субъектам предпринимательской деятельности, которые проводили свою деятельность в течении значительного периода времени до 2011 года и решили прекратить свою деятельность уже в 2011 году продолжают применяться шаблонные требования предоставлять всю первичную документацию за весь период деятельности. Таким образом, органы налоговой службы, невзирая на принцип действия правовых норм во времени применяют обязанность, указанную в ст. 44 Налогового кодекса сохранять первичную документацию, к отношениям, которые возникли до 1 января 2011 года. Следуя логике проверяющих, физическое лицо-предприниматель должен был предусмотреть данную обязанность еще за несколько лет до принятия нового нормативно-правового акта и сохранять всю «первичку». 

    Следует отметить, что в судебная практика за последний год обжалование действий налоговых органов в части истребования первичных документов не является достаточно развитой, а конфликтные вопросы плательщики налогов чаще всего стараются решить в внесудебном порядке путем подачи жалоб и запросов в вышестоящие органы. Очевидно, это связано с недавним принятием Налогового кодекса и стереотипным нежеланием спорить с «проверяющими» и быстрее пройти проверку.

   Однако, на сегодняшний день, начинает постепенно прослеживаться тенденция судебного разрешения аналогичных споров.

    Так, например, Донецкий окружной административный суд своим Постановлением от 15.08.2011 года, которое оставлено в силе определением Донецкого апелляционного административного суда от 03.08.2012 (дело №2а/0570/12281/2011) года удовлетворил иск субъекта предпринимательской деятельности к Государственной налоговой инспекции по признанию бездеятельности незаконной в части отказа провести внеплановую документальную проверку предпринимательской деятельности из-за непредставления первичных документов.

    Суд первой инстанции, аргументируя указанное решение, определил, что такие действия налоговой инспекции являются выходом за границы их должностных полномочий и обязал провести проверку предпринимательской деятельности истца.

     К слову, в «ответном» иске налоговой к данному субъекту предпринимательской деятельности с требованием предоставить первичные документы отказано полностью (Постановление Донецкого окружного административного суда от 10.11.2011 года по делу № 2а/0570/16957/2011). Данное постановление обжаловалось и определением Донецкого апелляционного административного суда от 01.02.2012 года отменено, производство по делу закрыто (с процессуальных мотивов).

   Таким образом, учитывая вышеизложенное, указанными действиями органы государственной налоговой службы создают непреодолимые препятствия для физического лица предпринимателя – «единщика» при реализации его права на ликвидацию, предусмотренного в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Наличие таких неурегулированных ситуаций, приводит к тому, что субъект, не получив справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, продолжает носить на себе «ярмо недействующего спд». При этом принципом, закрепленном в статье 19 Конституции Украины, который провозглашает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, который предусмотренный Конституцией и законами Украины, налоговая служба часто пренебрегает.


Источник: http://jurliga.ligazakon.ua
Категория: Ликвидация и банкротство | Добавил: Адвокат (04.12.2012)
Просмотров: 1545 | Теги: ливидация СПД Николаев, ликвидация Николаев, банкроство Николаев | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar